information

И
ндекс покупательской активности (Индекс Шыгын) вселяет оптимизм

Индекс Шыгын — достоверный инструмент измерения потребительского поведения, разработанный на базе скан-панели домохозяйств ISAS «Управдом”. Данный показатель отражает динамику потребления промышленных и продовольственных товаров, динамику цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест и каналов покупок жителей казахстанских городов. Базой для расчета Индекса являются данные маркетингового исследования, ежедневно получаемые по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в 17 городах Республики Казахстан с населением более 100 000 жителей. Индекс Шығын показывает изменение средней суммы затрат семей из панели на покупки товаров в отчетный период по сравнению с базовым (Январь, 2016), принятым за единицу. Данный показатель можно активно использовать как для маркетингового, так и для статистического и экономического анализов.

1. Анализ помесячной динамики Индекса Шыгын

Как мы можем заметить, самое низкое значение Индекса было в Январе и в Июне. Это объясняется тем, что потребительская активность минимальна после декабрьского предновогоднего шоппинга. Затем наблюдается плавный рост Индекса в последующие два месяца и падение в апреле-мае-июне. В июне Индекс упал даже ниже январского уровня (0,95). Частично это связано с началом сезона отпусков, когда часть покупок совершается вне домохозяйств. В июле Индекс пошел в рост, что, скорее всего, связано с некоторым оживлением экономических процессов в стране. В декабре Индекс почти достиг максимального годового значения, что обусловлено предновогодним оживлением потребительской активности. Среднемесячное значение Индекса за 2016 год – 1,19.

tea

2. Анализ понедельной динамики Индекса Шыгын

Рассматривая недельные колебания Индекса мы можем явно наблюдать всплески потребительской активности на стыке месячных периодов. Это объясняется выплатами заработной платы и, соответственно, ожидаемым ростом активности покупок в домохозяйствах. Кроме того, мы можем наблюдать чрезвычайно повышенную активность потребителей в период праздника Наурыз и крутое пике Индекса по его окончании. Наблюдается праздничный рост Индекса к 1 мая. А также виден рост расходов на 20-неделе (9-16 мая) с большим количеством выходных. Максимальных значений Индекс достигал на 12-й (1,84) и на 52-й (1,83) неделях года (Наурыз и Новый Год). Минимальное значение Индекс показал на 24-й неделе (0,73). Это был Июнь – начало периода отпусков. Среднее недельное значение за 2016 год – 1,19.

tea

Прочитано 3348 раз Последнее изменение Вторник, 10 Январь 2017 14:39

Похожие материалы (по тегу)

3 комментарии

  • Комментировать Эльзат Вторник, 31 Май 2016 18:33 написал Эльзат

    Добрый день,

    Думаю, что указанный выбранный период не совсем полно показывает динамику потребительской активности: январь - апрель, это всё пост-девальвационный период. Т.е. мы можем увидеть сезональные и прочие "микро" изменения. Но в целом, это изменения, которые будут повторяться из года в год.
    Но как увидеть, что происходит с потребление в сравнении хотя бы с додевальвационным периодом - стали ли люди больше экономить (соотв. уменьшилась ли их активность)?

  • Комментировать Александр Четверг, 12 Май 2016 21:28 написал Александр

    Периоды выплаты зарплаты видны весьма отчетливо!

  • Комментировать ADMIN Четверг, 12 Май 2016 11:16 написал ADMIN

    Уважаемые коллеги! Просим Вас участвовать в анализе и обсуждении показателей индекса покупательской активности!

Оставить комментарий